Мокрый или дорогой пиловочник

13 октября 2017 г.

Средняя цена на пиловочник выросла в первой половине 2017 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) практически во всех федеральных округах России. Эксперты грешат как на негативные погодные условия, так и на удорожание логистики. Впрочем, общемировая картина тоже претерпела изменения.

Где почём

За первые 8 мес. текущего года В Северо-Западном ФО хвойный пиловочник подорожал на 9,7% ( до 2710 руб. за 1 м3), лиственный – на 0,7 % ( до 1967 руб. за 1 м3). Вот уже второй год в регионе очевидна нехватка  древесного сырья: не только пиловочника, но и, к примеру, фанерного кряжа. Производства наращивают объемы лесопиления, однако  мелкие заготовители страдали практически весь летний период, простаивая под завесой непрекращающихся дождей. Часть компаний, не имеющих собственной лесозаготовки, и вовсе были вынуждены остановили производства.

Распределение имеющейся продукции идёт своеобразным образом: объемы её экспорта увеличиваются - Китай наращивает закупки  и цена на пиломатериалы возрастает, а вот  внутреннее потребление досок значительно падает.

Максимальное возрастание цен заметно в Сибири и на Урале.

- В Сибирском ФО среднестатистическая цена за 1 м3 хвойного пиловочника повысилась на 21,3% (до 3329 руб.), лиственного – на 28,9% ( до 2536 руб.).

- В Уральском ФО хвойный пиловочник подорожал на 20,1% (до 2660 руб. за 1 м3), лиственный – на 29,5% (до 2025 руб. за 1 м3).

- В Центральном ФО цена за 1 м3 хвойных бревен поднялась на 9,6% ( до 2528 руб.), а лиственных – на 14,9% ( до 1753 руб.)  

- В Приволжском ФО рост незначителен:  хвойный пиловочник стал дороже всего на 4,7% (до 2614 руб. за 1 м3), а лиственный – на 3,2% (до 1775 руб.).

На дороге не валяется

Одним основных факторов подорожания  пиловочной древесины в России считают всё более возрастающие затраты на логистику. У автотранспорта ограничения на ось сейчас те же, что и  20 лет назад – 35–40 м3. (при том, что топливо и расходные материалы дорожают), а перегруз взимается штраф. В плачевном состоянии, как известно, остаются и дороги, при том, что давно выпускаются, и ездят по ним,  лесовозные автопоезда с возможностью транспортировки до 60–70 м3.  Для сравнения: в Швеции лесовозы возят уже более 90 м3 пиловочника за рейс и это снижает затраты.

Пишите индекс…

По другим причинам нежели в России, цены на пиловочное сырье во II квартале 2017 г. выросли, по сравнению с предыдущим кварталом, практически во всех регионах земного шара. Мировой индекс цен на пиловочник  достиг самого высокого уровня за два года.

- Наибольший рост цен на древесное сырье - в Центральной и Восточной Европе.

- Умеренное снижение цен -  в южной части США, прибрежной Британской Колумбии, провинции Квебек и Бразилии.

Европейские лесопильные заводы по-прежнему имеют одни из самых высоких в мире издержек на сырье. Однако дисбаланс между мировым и европейским индексом цен на пиловочник (в долларовом выражении) сократился в I кв. 2017 г. до уровня,  самого низкого за более чем 10 лет. Во II кв. 2017 г. дисбаланс между двумя индексами цен на пиловочник снова увеличился, и мировой индекс цен на пиловочник возрос на 5,7% по сравнению с предыдущим кварталом (до $93,96 за 1 м3). Частично причиной этому стало ослабления доллара США, тогда как мировой индекс цен на пиловочник  вырос всего на 3,5% ( до $72,63 за 1 м3).